Предисловие
Настоящее издание предназначено для студентов, аспирантов
и преподавателей, повышающих свою квалификацию в области
теории преподавания иностранных языков.
Курс
лекций разбит на две части. Во вводной главе представлены
основные понятия и концепции методологии обучения
иностранным языкам. Уточняется терминология, рассматриваются
предмет, объект и методы исследования данной науки,
ее связи со смежными областями знаний. Далее рассматриваются
те вопросы, которые подводят читателя к проблеме,
находящейся в центре внимания авторов — проблеме тестирования.
Это такие вопросы, как пути
повышения эффективности обучения иностранному языку
(в том числе дифференцированный подход и программное
обучение), формы контроля языковых навыков.
В
книге не рассматриваются такие вопросы, как история
подходов и методов, природа языковых навыков, организация
и управление учебным процессом. Этому посвящены другие
издания (например: Pavlovskaya, 2001). Цель собранного
в данной книге материала — осветить прежде всего одно
из наиболее актуальных направлений в современной теории
обучения — тестологическое.
Особое
внимание уделяется ретроспективе развития тестологии
в российской методологической школе, несправедливо
забытой ввиду переноса внимания в последнее время
на западные источники.
Актуальность
избранного направления обусловлена несколькими факторами.
Объективная
оценка знаний учащихся всегда была мечтой и необходимостью
для преподавателей и методистов всех школ и направлений.
В
последние 10-15 лет тенденция к объективизации оценки
знаний привела к развитию различных технологий тестирования.
Именно в тесте учащийся огражден от субъективизма
тестирующего некой третьей силой — материалами теста,
который создается и проводится независимыми учреждениями.
В
настоящее время тема тестирования приобрела еще более
острое звучание в нашей стране в связи с введением
Единого государственного экзамена по различным предметам,
в том числе по иностранным языкам. За образец при
этом принимается опыт западных стран, который требует
переосмысления в российском образовательном контексте.
Во
второй части работы анализируются современные технологии,
методические приемы и форматы, применяемые в самых
прогрессивных и популярных тестах, одобренных Ассоциацией
лингвистических тестеров Европы (ALTE) и Языковым
Департаментом Совета Европы. Описываются также методы
построения теста и статистический анализ результатов
теста, необходимый для определения его валидности,
надежности, трудности и возможности дифференцировать
сильных и слабых испытуемых.
Авторы
надеются, что представленная ими информация интересна
не только исследователям, преподавателям и студентам,
но и будет использована для практического совершенствования
управления учебным процессом как в системе вузовского
и среднего образования, так и в учреждениях дополнительного
образования.
Авторы
выражают глубокую благодарность коллегам из Санкт-Петербургского
университета, а именно, сотрудникам кафедры повышения
квалификации по иностранным языкам, давшей положительную
рецензию и рекомендацию к публикации, а также лично
доктору филологических наук, заведующей кафедрой лингводидактики
Г. А. Баевой, доценту,
заведующему кафедрой русского языка как иностранного
Е. Е. Юркову и доценту, заведующему кафедрой повышения
квалификации по иностранным языкам А. А. Ярушкину
за внимательное прочтение и ценные замечания, высказанные
в процессе подготовки работы.
Большое спасибо также всем коллегам, принимавшим участие
в работе секции тестологии ежегодной Международной
филологической конференции СПбГУ, чьи доклады и публикации
помогли расширить и уточнить материал во втором издании
книги.
Авторы
|