Учебники
Биография
Список научных трудов
Монографии
Сборники
Статьи
Учебники
Конференции
Аспиранты
Увлечения
Поездки
Родственники и друзья

English
Контакты
И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова. Основы методологии обучения иностранным языкам. ТЕСТОЛОГИЯ. Учебник


Предисловие

Настоящее издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, повышающих свою квалификацию в области теории преподавания иностранных языков.

Курс лекций разбит на две части. Во вводной главе представлены основные понятия и концепции методологии обучения иностранным языкам. Уточняется терминология, рассматриваются предмет, объект и методы исследования данной науки, ее связи со смежными областями знаний. Далее рассматриваются те вопросы, которые подводят читателя к проблеме, находящейся в центре внимания авторов — проблеме тестирования. Это такие вопросы, как пути
повышения эффективности обучения иностранному языку (в том числе дифференцированный подход и программное обучение), формы контроля языковых навыков.

В книге не рассматриваются такие вопросы, как история подходов и методов, природа языковых навыков, организация и управление учебным процессом. Этому посвящены другие издания (например: Pavlovskaya, 2001). Цель собранного в данной книге материала — осветить прежде всего одно из наиболее актуальных направлений в современной теории обучения — тестологическое.

Особое внимание уделяется ретроспективе развития тестологии в российской методологической школе, несправедливо забытой ввиду переноса внимания в последнее время на западные источники.

Актуальность избранного направления обусловлена несколькими факторами.

Объективная оценка знаний учащихся всегда была мечтой и необходимостью для преподавателей и методистов всех школ и направлений.

В последние 10-15 лет тенденция к объективизации оценки знаний привела к развитию различных технологий тестирования. Именно в тесте учащийся огражден от субъективизма тестирующего некой третьей силой — материалами теста, который создается и проводится независимыми учреждениями.

В настоящее время тема тестирования приобрела еще более острое звучание в нашей стране в связи с введением Единого государственного экзамена по различным предметам, в том числе по иностранным языкам. За образец при этом принимается опыт западных стран, который требует переосмысления в российском образовательном контексте.

Во второй части работы анализируются современные технологии, методические приемы и форматы, применяемые в самых прогрессивных и популярных тестах, одобренных Ассоциацией лингвистических тестеров Европы (ALTE) и Языковым Департаментом Совета Европы. Описываются также методы построения теста и статистический анализ результатов теста, необходимый для определения его валидности, надежности, трудности и возможности дифференцировать сильных и слабых испытуемых.

Авторы надеются, что представленная ими информация интересна не только исследователям, преподавателям и студентам, но и будет использована для практического совершенствования управления учебным процессом как в системе вузовского и среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования.

Авторы выражают глубокую благодарность коллегам из Санкт-Петербургского университета, а именно, сотрудникам кафедры повышения квалификации по иностранным языкам, давшей положительную рецензию и рекомендацию к публикации, а также лично доктору филологических наук, заведующей кафедрой лингводидактики Г. А. Баевой, доценту, заведующему кафедрой русского языка как иностранного Е. Е. Юркову и доценту, заведующему кафедрой повышения квалификации по иностранным языкам А. А. Ярушкину за внимательное прочтение и ценные замечания, высказанные в процессе подготовки работы.
Большое спасибо также всем коллегам, принимавшим участие в работе секции тестологии ежегодной Международной филологической конференции СПбГУ, чьи доклады и публикации помогли расширить и уточнить материал во втором издании книги.

Авторы

С основным текстом можно познакомиться здесь (тхт)